Вышла в свет новая острая политическая
пьеса Виктора Слипенчука «Губернатор».

В Издательском доме «Аргументы недели» в ноябре 2017 года издана новая книжка писателя Виктора Трифоновича Слипенчука – пьеса для театра в 10 эпизодах «Губернатор».


В аннотации издательства говорится: «В пьесе всё фантастично и нереально – такого не может быть! И в то же время все действующие лица настолько реалистичны, как будто вошли в пьесу из нашей повседневной жизни».


И с этим трудно не согласиться. При всей фантастичности фабулы, диалоги и монологи настолько живы и реалистичны, как будто подслушаны в настоящей реальной жизни. Пьеса динамична, остра, сюжет развивается стремительно. За чередой диалогов, невероятно смешных комических сцен и внезапных поворотов выявляются характеры героев. Они делятся откровенными и остроумными замечаниями, которыми наделил их автор. Политический подтекст, юмор, тонкая ирония и лёгкая сатира, смешиваясь, выявляют художественную самобытность персонажей. Они не вызывают резкого отторжения, сопутствующего критической сатире, а вызывают понимание и даже сочувствие – такова жизнь, такова эпоха, в которой востребованы именно эти, демонстрируемые в пьесе, человеческие качества. Сочувствие автора к своим героям позволяет легко проникаться событиями, происходящими в пьесе, пропускать их через себя и, таким образом, нравственно очищаться.


Даже главный герой пьесы – вновь избранный губернатор Дмитрий Тихонович Полозов, или сокращенно ДТП, аббревиатура которого намекает, что его избрание в некотором смысле есть ничто иное, как дорожно-транспортное происшествие – вызывает искреннее сочувствие. Молодой, резвый, ещё не нагулялся, не устоялся и уже в губернаторах. Он изо всех сил старается соответствовать своей высокой должности, а жизнь толкает его на всевозможные ухищрения, противоречащие самому смыслу понятия «Глава региона».


Речь его изобилует канцеляризмами, но он умён, не чужд новизны и по-своему реформатор – пытается выстроить эффективную на его взгляд работу исполнительной власти, обзаведясь своими рабочими двойниками.


Он – философ. «Машина власти, как и всякая машина, требует индивидуальной настройки. Во всём есть ин-ди-ви-ду-ум. Главное в окончании – «УМ». Вручную произведем настройку, запустим механизмы весов и противовесов, а дальше включим автопилот – и всем будет легче», – рассуждает Полозов накануне ста дней своего избрания.


Все остальные персонажи из окружения Губернатора, его двойники, помощники и женские образы закономерным образом выходят из-под контроля уверенного в себе руководителя. Автопилот не работает именно потому, что «во всём есть индивидуум».


«…Вам придётся выслушать совершенно секретный рассказ, который может перевернуть у большинства людей представление о происходящей реальности. Потому что настоящая реальность действует скрытно. Мы видим на циферблате только время – а где взаимодействие колёсиков?!», – глубокомысленно вопрошает один из двойников Губернатора с говорящим именем Гаврила Грамматейкин.


Да, настоящая реальность действует скрытно, взаимодействие колёсиков неумолимо. Каждый из персонажей создает свою реальность, хитрит и притворяется, что окончательно запутывает Губернатора, а зритель наблюдает картину нашей российской действительности, которая со времён Гоголя и Салтыкова-Щедрина хотя очень и очень изменилась, но сам человек остался прежним. То есть в основе его поступков лежат вполне известные мотивы – любовь, ненависть, алчность, справедливость, властолюбие, совестливость и так далее, и так далее.


В одном из своих интервью автор замечает, что эпоха – это декорация, на фоне которой выявляются востребованные ею характеры. По характерам людей узнаётся эпоха. И в этом смысле финальная приписка в «фальшивой» правительственной телеграмме, составленной пиарщиком Губернатора – «Продолжение следует…» – весьма красноречива. Особенно на фоне президентских выборов, как на пресловутом Западе, так и в нашей стране.


Мне представляется пьеса «Губернатор» не только политически злободневной, но и неизбежной, как жизнь – сегодня, сейчас.



Ольга Яснопольская